Дизайн

Почему «МОДЕРН»?

«Изучение искусства подобно мудрости:

оно начинается изучением самого себя».

И.-И. Винкельман

 

«Когда выстроишь дом, то понимаешь,

что научился кое-чему».

Ф. Ницше

 

Всё, что говорит или делает человек, так или иначе отражает его внутренний мир. И произведения искусства рождаются до тех пор, пока, блуждая в потёмках своей души, человек задаёт себе вопросы и пытается найти на них ответы. Когда ответы устраивают, творчество постепенно угасает, когда нет – оно доходит до пика своего развития и сменяется новым течением, новым стилем, новыми – и всё теми же вопросами. Модерн, на мой взгляд, - наиболее яркое воплощение лабиринтов, в которые спускается человек, заглядывая в себя, открывая неожиданные стороны собственного «я», постигая единый закон развития как личности, так и общества. Этот стиль можно назвать воплощением самого Поиска. И поиска, как мне кажется, не разрушительного, отрицающего, а зрелого и конструктивного, вобравшего в себя весь предыдущий накопленный опыт и пытающегося на его базе создать нечто совершенно иное. Это внешний путь стиля – это и внутренний, духовный путь развития личности.

Не стоит забывать, что время возникновения этого направления – это время начала взаимопроникновения двух мировоззрений – восточного и западного. Модерн становится воплощением этого процесса в искусстве, отражая гармоничное сочетание, а отнюдь не противопоставление этих систем восприятия мира. Мастера модерна – люди высокообразованные, хорошо знакомые с теми или иными направлениями религиозной и философской мысли, о чём прекрасно свидетельствуют постоянно используемые символы различных религиозных эзотерических систем, отнюдь не случайно возникающие в декоре и соответствующие задуманной автором идее того или иного помещения. Если сложен, противоречив и многообразен мир Художника, то таким же является и его творение. Линия модерна закручивается – и обрывается, планировки сложны, множество поворотов, подъёмов и спусков, неожиданно возникающих небольших пространств, создающих человеческий масштаб в огромных, просторных помещениях; декор то призрачно лёгок, то предельно отягощён: от светлой, изумительно лёгкой гармонии Виктора Орта до сумеречного, порой угрожающего мистицизма Гектора Гимара… Когда великие творения тиражируются не задумываясь, первоначальная идея постепенно угасает и даже может стать своей противоположностью, а символизм переходит в простую орнаментальность.. Какое-то время эстетика ещё берёт своё, а потом уходит, не находя идейной основы. Так произошло и с модерном. Вспышки интереса к этому стилю не всегда осознанны, но влияние его на тех, кто к нему прикоснулся, исключительно. Ведь существует и обратная связь.

Искусство, по замечательному выражению И. А. Ильина, является камертоном для настройки струн души, будя внутренние переживания, обращая человека вглубь себя и, подобно греческой трагедии, в высшей точке приводя к состоянию катарсиса. Модерн, как мне кажется, в наибольшей степени соответствует этому назначению.

Николаева Елена

              

Заказать проект      +7-910-483-26-63